О мастер-классе «Нейробиологические исследования в психологии»

14 марта мне довелось посетить мастер-класс «Нейробиологические исследования в психологии», который провела Наталья Леонидовна Горбачевская.
Открыла мастер-класс небольшая вводная часть с презентацией. Нам объяснили, что такое ЭЭГ, что с его помощью можно измерить и изучить, а также рассказали о видах ритмов ЭЭГ (альфа-, бета-, гамма-, дельта- и тета-ритмы).
После этого методом жеребьёвки мы выбрали человека, который играл роль испытуемого. Выбирать пришлось, поскольку желающих было несколько.
Достаточно наглядно и подробно нам показали, как правильно подготовить испытуемого к процедуре, куда именно устанавливаются электроды и на что следует обратить внимание при «калибровке» ЭЭГ.
После этого началась самая интересная часть — проведение различных активностей с испытуемым. Например, испытуемому предложили сжимать правую и левую руку в кулак, смотреть, как это делает ассистент, смотреть на игрушечный домик, представлять игрушечный домик, смотреть на мигающую лампу, слушать музыку («Мельницу» и классическую). На этом этапе самое показательное — это изменения ритмов в режиме реального времени. Однако, изменения графиков на экране для неопытного глаза дают только общее представление о том, что происходит с активностью мозга испытуемого.
Поэтому после проведения активностей нам предложили подробно рассмотреть каждый отрезок энцефалограммы в программе, позволяющей сравнить два состояния мозга — скажем, когда испытуемый сжимает правую руку и когда он сжимает левую, или когда испытуемый сжимает свою руку и смотрит, как руку сжимает человек напротив. Программа показывает, в каких областях мозга изменилась активность и как именно. (Как это выглядит на экране, можно увидеть на фото)
Для меня самым интересным в мастер-классе осталось изменение активности мозга во время прослушивания музыки. Причём реакция на знакомую испытуемой песню «Мельницы» разительно отличается от незнакомой классической музыки. Думаю, что мне бы хотелось подробнее изучить этот вопрос.
В целом, я считаю, мастер-класс был очень полезным, особенно для тех, кто только знакомится с нейробиологией и методикой проведения ЭЭГ. Очень порадовал подход Натальи Леонидовны — она открыта к любым предложениям и вопросам. У нас была возможность предложить множество своих активностей испытуемому, а потом сравнить эти активности в программе. Мне кажется, это очень здорово, поскольку подобные мастер-классы часто загоняют в строго определённые заранее рамки — а здесь мы работали в режиме реального времени, система была гибкой, и наша обратная связь учитывалась. На все дополнительные вопросы Наталья Леонидовна давала подробные ответы, даже если они были заданы не вполне в рамках темы. Например, нам рассказали достаточно много интересного об особенностях активности мозга у аутистов, и в завершение мастер-класса показали слайды с реальными отрезками их энцефалограмм.
После мастер-класса я ощутила, что действительно хочу подробнее изучить всё, что связано с ЭЭГ и нейробиологическими методами в психологии вообще, поработать с ЭЭГ самостоятельно и, в частности, изучить влияние музыки на мозг. К слову, в центре очень приятная атмосфера, и мне бы хотелось вернуться туда ещё раз.

студентка 1 курса Слушная Мария Витальевна
16КСП-КП(с/о)КПРС-1

фотографии с мастер-класса