Факультет «Клиническая и специальная психология» МГППУ создан в 1997 году с целью подготовки высококвалифицированных кадров для оказания психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детям, имеющим нарушения в развитии, а также их семьям и ближайшему окружению.

Основные задачи факультета «Клиническая и специальная психология»:

  • формирование у студентов:
    • фундаментальных знаний по общей, возрастной, специальной и клинической психологии;
    • компетенций в сфере оказания психологической помощи детям и взрослым с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательных учреждений, клинических, консультативных и реабилитационных центров и др.;
  • повышение квалификации и переподготовка психологов, педагогов и других специалистов, работающих с имеющими отклонения от нормы детьми и взрослыми;
  • участие в государственных и иных программах, направленных на укрепление психического и нравственного здоровья детей и подростков;
  • подготовка научных кадров.

В настоящее время на факультете обучается более 600 студентов и магистрантов по направлениям подготовки: «Психология», «Клиническая психология», «Психолого-педагогическое образование», «Специальное (дефектологическое) образование».

Выпускники факультета трудоустраиваются в учреждения  Департамента образования города Москвы, в учреждения социальной сферы, медицинские, реабилитационные и общественные организация. Ежегодно часть выпускников поступают в аспирантуру.

Обучение в аспирантуре осуществляется в очной и заочной форме по специальностям: «Коррекционная психология» и «Психология развития. Акмеология». За весь период на факультете защищено более 40 диссертаций. В настоящее время на факультете обучается двадцати аспирантов и соискателей. Темы диссертаций включают как фундаментальные, так и прикладные исследования, в том числе по когнитивной нейрофизиологии, нейропсихологии, психологии развития, клинической психологии, психологии здоровья, инклюзивному образованию, психологической коррекции, психологической реабилитации, психологическому сопровождению детей-сирот, дефектологии и др.

На факультете осуществляется подготовка по следующим направлениям подготовки и специальностям:

по кафедре «Специальная психология и реабилитология»:

по кафедре «Специальное (дефектологическое) образование»:

по кафедре «Нейро- и патопсихология развития»:

  • по специальности 37.05.01 Клиническая психология (ФГОС ВО), квалификация «Клинический психолог», специализация «Клинико-психологическая помощь ребенку и семье» (очная форма обучения, нормативный срок обучения 5,5 лет, прием с 2014 года);
  • по специальности 37.05.01 Клиническая психология (ФГОС ВО), квалификация «Клинический психолог», специализация «Клинико-психологическая помощь ребенку и семье» (очно-заочная форма обучения для лиц, имеющих высшее образование, нормативный срок обучения 5,5 лет с возможностью прохождения программы в ускоренные сроки за 4 года; прием в 2011-2013 годах);
  • по направлению подготовки 37.04.01 Психология (ФГОС ВО), степень «Магистр», магистерская программа: «Клиническая психология развития» (очная форма обучения, срок обучения 2 года, прием с 2014 года);
  • по направлению подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование (ФГОС ВО), квалификация «Магистр», магистерская программы «Психолого-педагогическая диагностика и консультированиие» (очная форма обучения, срок обучения 2 года, прием с 2014 года)

Программа обучения на факультете предусматривает комплексную подготовку студентов, включающую теоретические и практические дисциплины, а также различные виды практик. В настоящее время факультет имеет договора о прохождении практики более чем с 100 учреждениями города Москвы.  В их числе:

  • психолого-медико-социальные центры
  • реабилитационные центры
  • специальные коррекционные общеобразовательные школы и школы-интернаты
  • средние общеобразовательные школы и гимназии
  • дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида
  • образовательные учреждения профессиональной подготовки (колледжи)
  • дома ребенка, больницы, психоневрологические интернаты
  • учреждения дополнительного образования
  • учебно-воспитательные комплексы компенсирующего вида
  • коррекционные школы (в т.ч. надомного обучения)
  • учреждения системы здравоохранения (дома ребенка, клиники)
  • учреждения системы социальной защиты
  • научно-исследовательские учреждения
  • общественные организации

Широкий спектр баз практики и различные формы ее прохождения (начиная с 1 курса) обеспечивают возможности для профессионального самоопределения учащихся и выбора места будущей работы.

В рамках направления подготовки 37.06.01 Психологические науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации) на факультете осуществляется подготовка аспирантов по научным специальностям 19.00.13 Психология развития, акмеология (на кафедре дифференциальной психологии и психофизиологии) и 19.00.10 Коррекционная психология (на кафедре нейро- и патопсихологии развития и кафедре специальной психологии и реабилитологии).

Наука

На факультете ведется научно-исследовательская работа по изучению лиц с ограниченными возможностями здоровья, в основе которой – традиции научной школы Л.С. Выготского и его учеников: исследования в области специальной психологии и педагогики (В.И. Соловьев, Т.В. Розонова, Р.Е. Левина, В.И. Лубовский и др.), Нейро- и патопсихологии (Б.В.Зейгарник, А.Р. Лурия, Ю.Ф. Поляков и др.)

  • Разработка и апробация стандартов качества оказания образовательных услуг детям и их родителям в службах ранней помощи и лекотеках.
  • Разработка и стандартизация методик комплексного психолого-педагогического обследования детей в возрасте до 7 лет с ОВЗ и среды на основе Международной классификации функционирования.
  • Развитие представлений о здоровье как ценности у школьников и роль взрослых в этом процессе участие в просветительской работе среди населения о возможностях обучения, лечения и социально-психологической поддержки детей с проблемами в развитии, предупреждении и профилактике нарушений развития;
  • Участие в создании информационного банка данных о детях с проблемами в развитии и об учреждениях для них;
  • Оказание информационной поддержки учреждениям образования, здравоохранения и социальной защиты по вопросам обучения и психолого-педагогической поддержки детей с проблемами в развитии и их семей.
  • Разработка и научно-методическое обеспечение образовательных моделей для детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Проектирование компонентов системы специального образования:
    • организация в округах системы раннего выявления и ранней психолого-педагогической коррекции нарушений в развитии и создание механизма безотлагательного направления их на комплексную медико-психолого-педагогическую диагностику
    • разработка системы ранней дифференциальной медико-психолого-педагогической диагностики нарушений в развитии с целью выявления особых образовательных потребностей каждого ребенка и создания индивидуализированных комплексных программ реабилитации, начиная с первых месяцев жизни
    • развитие системы ранней педагогической коррекции отклонений в развитии и системы помощи семье
    • разработка новых и адаптация зарубежных программ для служб ранней помощи и лекотек
    • определение целей и задач образовательной системы, соотношения норм образованности и норм жизненной компетентности детей на всех ступенях образовательной системы, начиная с первых месяцев жизни
    • проектирование различных направлений образовательного маршрута с учетом вариативности достигнутого к началу целенаправленного обучения уровня общего и речевого развития
    • проектирование типов образовательных учреждений для всех возрастов и всех категорий детей
    • определение механизма взаимодействия систем массового и специального образования на всех ступенях проектируемой системы
    • определение содержания и механизмов взаимодействия специалистов и родителей в процессе образования детей с отклонениями в развитии
    • Разработка положения о межведомственном учреждении (образования, здравоохранения и социальной защиты) для детей-инвалидов с тяжелыми формами нарушений развития

    Издательская деятельность

    С 2012 года факультет издает электронный журнал «Клиническая и специальная психология». Главный редактор – Игорь Викторович Вачков, профессор кафедры дифференциальной психологии и психофизиологии, член Диссертационного совета Д-850.013.01, доктор психологических наук, профессор.

    Обеспеченность научно-педагогическими кадрами

    • общее количество преподавателей: 48
    • количество преподавателей по форме приема:
      • количество штатных преподавателей: 25
      • количество внутренних совместителей: 10
      • количество внешних совместителей: 12
      • количество преподавателей по ученым степеням:
        • количество докторов наук: 13
        • количество кандидатов наук: 30
        • количество преподавателей по ученым званиям:
          • количество профессоров (звание): 9
          • количество доцентов (звание): 5
          • количество старших научных сотрудников (звание): 6
          • количество преподавателей по должностям:
            • количество профессоров (должность): 22
            • количество доцентов (должность): 20
            • количество старших преподавателей: 4
            • количество преподавателей: 2

            Среди преподавателей 1 академик РАО, 2 лауреата Премии Правительства РФ и 1 лауреат Премии мэра Москвы, 4 преподавателя являются Почетными работниками высшего профессионального образования, 3 награждены медалями К.Д. Ушинского, 2 – почетными грамотами Министерства образования. Многие имеют другие награды и являются дипломантами и лауреатами различных профессиональных конкурсов.

            Ряд преподавателей являются лауреатами Премии правительства Российской федерации в области образования и лауреатами международных премий.

            Структура

            С 1 мая 2014 года в состав факультета входят 4 кафедры:

            Контактная информация

            Адрес: Москва, Спасский тупик, д. 6, стр. 1, каб. 308; Шелепихинская наб., д.2А, стр. 3, каб. 301 (деканат).

            График работы: пн.-пт., 10:00-18:00.

            Телефон: +7 (499) 975-56-29.

Page 1 of 2 Next